Модульное обучение
Модуль – базовый компонент учебного материала, раскрывающий одну законченную тему. Каждый модуль направлен на формирование и отработку одного навыка.
Модули могут группироваться в разные блоки (разделы, курсы) по тематическому признаку. Модуль – мобильная единица, один и тот же модуль может перемещаться из одного блока в другой, если навык, который он формирует является универсальным. Из отдельных модулей, как из кубиков, можно сконструировать любую учебную программу, адаптированную к потребностям слушателя.
Важнейшая черта модульного обучения – отсутствие жестких временных рамок, обучение может проходить в удобное время и в комфортном темпе. Слушатель может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения.
В чем отличие модульной системы обучения от традиционной?
В основе традиционной образовательной системы — дисциплинарный подход. Слушатель осваивает некоторый набор дисциплин, опосредованно связанных с профессиональной деятельностью. Это погружение в профессию. Но в условиях реальной практики пригодится лишь 30-60% полученной информации, остальное – потраченные ресурсы.
Модульная система направлена на изучение конкретной профессиональной деятельности. Набор навыков, необходимых для выполнения этой деятельности, определяет набор модулей, включенных в образовательную программу. Другими словами, потребности слушателя определяют структуру обучающего курса.
Основное преимущество модульной системы – самостоятельный выбор направления образовательной траектории. Слушатель осознает свои потребности и выбирает именно те модули, в которых он нуждается – точечно, экономя свои время и деньги.
В тоже время преподавателю и кафедре удобно иметь базу образовательных модулей, из которых можно быстро составить новые курсы.
Содержание модуля
Для того, чтобы база учебных модулей была удобна в создании курсов и обучении слушателей рекомендуется учебую нагрузку модуля проектировать в пределах 2 академических часов.
При этом модуль состоит из следующих элементов:
- Теоретическая часть (рекомендуется не более 20 минут)
- Практическая часть (рекомендуется не более 15 минут)
- Самостоятельная или домашняя работа (рекомендуется не более 35 минут)
- Контрольный тест (рекомендуется не более 25 минут)
Такое распределение учебного времени позволит слушателю погрузиться в тему занятия, усвоить знания, умения и навыки, но не вызовет когнитивной перегрузки слушателей.
При создании элементов модуля можно использовать следующий учебный материал:
- Авторский контент – преподаватель самостоятельно создает тексты, записывает видео, создает задания, фонд оценочных средств и другие материалы;
- Результаты чужих исследований (с указанием источника заимствования). Если это запланировано программой – учебные материалы модуля могут представлять собой подборку курируемого преподавателем контента.
Естественно, можно использовать в работе оба варианта и формировать модуль согласно логике курса: комбинировать авторские и заимствованные материалы.
Учебный материал модуля должен быть выстроен в следующей логике:
- Дать информацию, необходимую для выполнения навыка (что нужно знать) – «теория».
- Продемонстрировать правильное выполнение навыка (как это делать) — «практика».
- Сформировать и отработать навык (сделай это сам) — «самостоятельная или домашняя работа».
- Проконтролировать усвоение знаний и навыков – «контрольный тест».